Описания успешной практики «Реализация физико – математического образования через создание специализированных классов инженерно – технологической направленности» на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики им. А.П. Завенягина»
В МБОУ «СШ №1» сложилась новая успешная практика в работе специализированных классов инженерно – технологической направленности. Разработана педагогическая концепция, основанная на проектном подходе к обучению и созданию культуры обучения будущих инженеров.
Сложилась устойчивая положительная динамика результатов как в учебной деятельности (качество обучения в классах составляет 100%), так и в реализации внеурочной деятельности (собственная творческая книжка учащегося специализированного класса). Реализуется совместный план мероприятий МБОУ «СШ №1» и ФГБОУ ВПО«Норильский государственный индустриальный институт».
Обучающиеся специализированных классов с целью повышения технологической грамотности подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности в новой экономике осуществляют: проектирование на базе лаборатории FABLAB; осваивают курс «введение в инженерные специальности»; участвуют в выставке инженерных проектов в рамках дней естественных наук, представляют исследовательские проекты, созданные совместно со студентами НГИИ на научно – практической конференции школьников и студентов «Научный потенциал – ХХIвека», проводят IT- фестиваль, курируют городскую осеннюю и весеннюю физико-математическую школу, являясь тьюторами для учащихся города.
В рамках 4-х стороннего соглашения осуществляется реализация профориентационного проект «Школа → НГИИ».
В школе создан прецедент построения особой образовательной среды для высокомотивированных школьников специализированных классов инженерно – технологической направленности. Созданы условия для реализации «Школы полного дня». Мониторинг результативности учащихся специализированных классов осуществляется один раз в триместр. Организуется проведение «дня открытых дверей».
Организация внеурочной деятельности осуществляется по трём направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное. Обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ (г. Москва) и заочной физико-математической школе при МГТУ им. Н. Э. Баумана. Реализация данной образовательной среды способствует достижению высоких результатов в урочной и неурочной деятельности учащихся. В 2018 г. планируется выпуск 8 медалистов из 11-го специализированного класса.
Участие обучающихся специализированных классов инженерно – технологической направленности во Всероссийской олимпиаде школьников:
предмет |
Муниципальный этап |
Региональный этап |
|
Кол-во участников |
Кол-во победителей/ призеров |
Кол-во участников |
|
математика |
10 |
2 |
2 |
физика |
14 |
5 |
5 |
астрономия |
5 |
1 |
1 |
химия |
5 |
1 |
- |
ИКТ |
8 |
2 |
2 |
Русский язык |
13 |
2 |
- |
Участие в олимпиаде НТИ - 20 учащихся по следующим направлениям:
- Автономные транспортные системы
- Большие данные и машинное обслуживание
- Интеллектуальные энергетические системы
- Электронная инженерия умный дом
- Виртуальная и дополнительная реальность
- Ядерные технологии
- Инженерные биологические системы
- Интеллектуальные роботехнические системы
- Наносистемы и наноинженерия
- Передовые производственные технологии
Участие в других олимпиадах, конкурсах входящих в утвержденный перечень: очная олимпиада МФТИ (место проведения г. Москва) – 3 чел., Заочная олимпиада МФТИ – 8 чел., Заочная олимпиада Бельчонок (СФУ) – 3 чел.
Участие в научно – практических конференциях:
Городская научно – практическая конференция «Юность и наука – третье тысячелетние» 5 участников, из них 2 победителя;
Региональная научно практическая конференция школьников, студентов, молодых преподавателей НГИИ «Научный потенциал – XXI век» 24 участника, из них 15 дипломов «Лучшее исследование»;
Краевой молодежный форум «Научно-технический потенциал Сибири» 2 участника.
Кураторы проекта: Хорькова Ольга Геннадьевна, заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики им. А.П. Завенягина».
Сложилась устойчивая положительная динамика результатов как в учебной деятельности (качество обучения в классах составляет 100%), так и в реализации внеурочной деятельности. Реализуется совместный план мероприятий МБОУ «СШ №1» и Норильского государственного индустриального института (НГИИ).
Одной из перспективной формы взаимодействия между обучающимися специализированного класса и НГИИ стало их участие в предметных олимпиадах по математике и физике, организованных и проводимых для школьников города. Результаты данных олимпиад выявили проблемные темы для осуществления более качественной подготовки к подобному уровню мероприятиям, а значит возможность коррекции программы по подготовке к интеллектуальным олимпиадам.
В ходе сотрудничества школы и НГИИ встал вопрос о фиксации различных видов деятельности и результативности обучающихся специализированного класса. Для мониторинга обучающихся, посещающих НГИИ, и их самоконтроля введена творческая книжка учащегося, в которой фиксируются не только занятия и мероприятия в рамках сотрудничества с НГИИ, но и отзывы научных руководителей, кураторов и тьюторов, рекомендации для выбора инженерной специальности по окончания обучения в средней школе.
Обучающиеся спецклассов с целью повышения технологической грамотности подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности в новой экономике реализуют проекты на базе лаборатории FABLAB; осваивают курс «введение в инженерные специальности»; участвуют в выставке инженерных проектов в рамках дней естественных наук, проводят IT- фестиваль, курируют городскую осеннюю и весеннюю физико-математическую школу, являясь тьюторами для учащихся города.
Хорошей традицией стало проведение итоговой пресс-конференции между учащимися 11 специализированного класса и девятиклассниками, которые встают перед выбором дальнейшего продолжения обучения на уровне среднего общего образования. В ходе диалога будущие претенденты на обучение в специализированном классе подробно узнают об учебном процессе, о занятиях, которые проходят на базе Норильского государственного индустриального института, об участии и результатах в различных этапах Всероссийской олимпиаде школьников и инженерно – технической олимпиаде.
Информационная карта успешной практики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики
им. А.П. Завенягина»
№ п/п |
Параметры описания |
Содержание |
---|---|---|
I. Общие сведения |
||
1. |
Название |
Реализация физико – математического образования через создание специализированных классов инженерно – технологической направленности |
2. |
Учреждение
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики им. А.П. Завенягина» |
2.2 |
Субъекты взаимодействия (сотрудничества) |
В сотрудничестве с государственной организацией:ФГБОУ ВПО «НГИИ» (Норильский государственный индустриальный институт) |
3. |
Начало реализации
|
1 сентября 2016 г. |
4. |
Форма организации образовательной (просветительской) деятельности |
Соглашение о сотрудничестве в области образования между министерством образования Красноярского края, ФГБОУ ВПО «НГИИ», Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, МБОУ «СШ №1». |
6. |
Масштабность
|
Успешная практика реализуется в масштабе: системы образования региона и муниципалитета - охват целевой аудитории (50 детей); |
7. |
Результативность успешной практики: |
|
7.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой по годам |
2016 – 2017 учебный год (25 учащихся)1 класс 2017 – 2018 учебный год (50 учащихся) 2 класса |
|
7.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за последние пять лет)
|
В течение 2-х лет учащиеся прошли обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ (г. Москва) и заочной физико-математической школе при МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2016 – 2017 учебный год: Всероссийская олимпиада школьников по математике (муниципальный этап) Количество победителей 1 чел. Количество призеров 1 чел. Количество участников 7 чел. Всероссийская олимпиада школьников по физике (муниципальный этап) Количество победителей 1 чел. Количество призеров 2 чел. Количество участников 11 чел. Всероссийская олимпиада школьников по информатике (муниципальный этап) Количество призеров 2 чел. Количество участников 5 чел. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Количество участников 3 чел. Всероссийская олимпиада школьников по химии (муниципальный этап) Количество победителей 1 чел. Количество призеров 1 чел. Количество участников 4 чел. Всероссийская олимпиада школьников по географии (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Количество участников 3 чел. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Количество участников 6 чел. Всероссийская олимпиада школьников по физике (региональный этап) г. Красноярск Количество призеров 1 чел. Количество участников 3 чел. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (региональный этап) г. Красноярск Количество призеров 1 чел. Количество участников 1 чел. Всероссийская олимпиада школьников по информатике (региональный этап) г. Красноярск Количество участников 1 чел. Всероссийская олимпиада школьников по химии (региональный этап) г. Красноярск Количество участников 1 чел. очная олимпиада МФТИ (место проведения г. Москва) Количество призеров 3 чел. Количество участников 3 чел. Олимпиада НГИИ по математике Количество победителей 1 чел. Количество призеров 2 чел. Количество участников 12 чел. Городская Научно – трактическая конференция «Юность и наука – третье тысячеление» Количество победителей 1 чел. Научно – практическая конференция школьников, студентов и молодых преподавателей НГИИ «Научный потенциал – XXI век» Диплом Лауреатов – 15 чел. Количество участников 24 чел. 2017 – 2018 учебный год: Заочная олимпиада МФТИ г. Москва Количество участников 8 чел. Олимпиада НТИ Количество участников 20 чел. Олимпиада СФУ по физике «Бельчонок» Количество участников 3 чел. Всероссийская олимпиада школьников по математике (муниципальный этап) Количество победителей 1 чел. Количество призеров 1 чел. Количество участников 7 чел. Всероссийская олимпиада школьников по физике (муниципальный этап) Количество победителей 1 чел. Количество призеров 3 чел. Количество участников 8 чел. Всероссийская олимпиада школьников по информатике (муниципальный этап) Количество призеров 2 чел. Количество участников 6 чел. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Количество участников 2 чел. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Количество участников 2 чел. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (муниципальный этап) Количество призеров 1 чел. Количество участников 3 чел. Всероссийская олимпиада школьников по физике (региональный этап) г. Красноярск Количество призеров 1 чел. Количество участников 2 чел. Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (региональный этап) г. Красноярск Количество участников 1 чел. Всероссийская олимпиада школьников по информатике (региональный этап) г. Красноярск Количество призеров 1 чел. Количество участников 3 чел. Всероссийская олимпиада школьников по математике (региональный этап) г. Красноярск Количество победителей 1 чел. Количество призеров 1 чел. Количество участников 2 чел. Краевой молодежный форум «Научно-технический потенциал Сибири» Количество участников 2 чел. Трое выпускников 2018 года стали номинантами и Лауреатами Молодежной премии Главы города Норильска. В 2018 г. планируется выпуск 8 медалистов из 11-го специализированного класса. |
|
8. |
Межведомственное взаимодействие |
- |
|
Поддержка успешной практики
|
Реализация успешной практики поддерживается: министерством образования Красноярского края, органами местного самоуправления, родителями. |
10. |
Сетевое взаимодействие |
ФГБОУ ВПО «НГИИ» формирует систему непрерывного инженерно-технического образования высокого качества, основанного на сетевой кооперации, соответствующего задачам развития арктической зоны региона и запросам населения; является одним из передовых центров научных исследований и разработок на основе кооперации с ведущими академическими организациями и университетами в интересах технологического развития арктической зоны региона; привлекает успешных выпускников школ путем содействия выстраиванию образовательной и профессиональной траектории, формированию системы «социальных лифтов». |
11. |
Распространение успешной практики |
Публикации в Интернете: http://norduo.ucoz.ru/ Всероссийская НПК г. Красноярск Направлена статья в сборник конференции «Организация работы специализированного класса в рамках сотрудничества с Норильским государственным индустриальным институтом». |
12. |
Риски при реализации успешной практики
|
К окончанию 11 класса некоторые учащиеся (2 – 3 человека) переориентируются при выборе профессии и продолжения обучения с инженерных специальностей на другие (экономические, военные, архитектура). |
II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации |
||
1. |
1.1. Описание успешной практики: |
|
- актуальность
|
В настоящее время производство и наука остро нуждается в молодых кадрах, которые владели бы организационными методами взаимодействия науки, образования и производства. Среди проблем современного образования острейшей является подготовка специалистов, способных эффективно использовать имеющиеся ресурсы и новинки в области современных технологий, что поможет укрепить позиции отечественных производителей в области металлургии, техники, обороно-промышленного комплекса. |
|
- цели и задачи
|
Развитие физико-математического профильного обучения инженерной направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в инженерной отрасли, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и социальной адаптации. |
|
- прогнозируемые образовательные результаты и эффекты |
Создание прецедента построения особой образовательной среды для высокомотивированных школьников классов инженерно – технологической направленности. 100 % качество обучения по предметам: математика, физика, информатика. Участие всех обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, в том числе совместно со студентами НГИИ, защита технических проектов в рамках IT- фестиваля и Научно – практическая конференция школьников, студентов и молодых преподавателей НГИИ «Научный потенциал – XXI век», участие в олимпиаде НТИ, Всероссийской олимпиаде школьников, выпуск учащихся, закончивших СОО с медалью. |
|
- уникальность |
Реализация физико – математического образования через создание специализированных классов инженерно – технологической направленности осуществляется только в МБОУ «СШ №1». Территориальная близость к ФГБОУ ВПО «НГИИ» в шаговой доступности дает возможность не тратить время на перемещение обучающихся в аудитории института. Взаимодействие студентов и учащихся при работе над проектами, возможность использования уникального оборудования лабораторий института. |
|
- практическая значимость |
Школа видит основную задачу в развитии образовательного звена, способного соединить школьное образование с высшим техническим. Предполагается, что наряду с качественным средним образованием обучающиеся смогут получить всю необходимую информацию о тех специальностях, в которых в настоящее время испытывает потребность российское производство, производства на территории Красноярского края и города Норильска. |
|
- возраст обучающихся |
16 – 18 лет |
|
- особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика |
Мотивированные учащиеся на получение профильного физико – математического и информационно – технологического образования |
|
- охват обучающихся |
50 человек, что составляет около 7% в общем количествеобучающихся МБОУ «СШ №1» |
|
- основные этапы реализации
|
01 сентябрь 2016 г. – открытие специализированного класса инженерно – технологической направленности. 2016 – 2018 учебный год реализация учебно – воспитательного процесса совместно с ФГБОУ ВПО «НГИИ». июнь 2018 г. подведение итогов реализации успешной практики за 2 года, составление перспективного плана развития дальнейших действий на её реализацию. |
|
|
1.2. Методы и технологии |
Проектные методы обучения (Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению); Проблемное обучение (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности); Исследовательские методы в обучении (дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения, важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника); Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) (сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности); Система инновационной оценки «портфолио» через творческую книжку учащегося специализированного класса (формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности). |
2. |
Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся |
проект или исследование представляется в рамках школьной НПК (отборочный этап), НПК школьников и студентов «Научный потенциал ХХIвека» (заключительный этап). |
4. |
Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми |
взаимодействие с учащимися специализированных классов осуществляется через консультации с преподавателями ФГБОУ ВПО «НГИИ», наставничество студентов над учащимися при выполнении исследовательских проектов. |
5. |
Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики |
тьюторство |
6. |
Условия реализации и ресурсы: |
|
6.1. Комфортность, доступность образовательной среды
|
- эргономичность образовательной среды, её соответствие содержанию практики, условию сохранения физического здоровья обучающихся; - организация рабочей атмосферы. |
|
6.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении |
Технология обучение в сотрудничестве Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах: -взаимозависимость членов группы; - личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; - совместная учебно-познавательная деятельность в группе; - общая оценка работы группы. Система инновационной оценки "портфолио" через творческую книжку учащегося специализированного класса. Творческая книжка не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: -поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; -поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; -развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; -формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; -содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся; -закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации. Введение творчечкой книжки учащегося специализированного класса повышает образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. |
|
6.3. Кадры
|
В реализации успешной практики занят коллектив общей численностью 16 человек. В составе коллектива: педагогические работники школы и ФГБОУ ВПО «НГИИ», сотрудники лаборатории FABLAB. сфера деятельности, из которой привлекаются специалисты: профессорско – преподавательский состав НГИИ |
|
6.4. Материально-техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы
|
Успешная практика реализуется на материально-технической базе МБОУ «СШ №1»,ФГБОУ ВПО «НГИИ»и лаборатории FABLAB. Используется учебное, компьютерное, лабораторное оборудование. |
|
6.5. Объемы и источники финансирования
|
источник финансирования - региональный бюджет. |
|
6.6. Авторские права на успешную практику принадлежат |
Без ограничений |
|
7. |
Контактные данные лица, ответственного в образовательном учреждении за реализацию успешной практики |
|
-Фамилия Имя Отчество |
Хорькова Ольга Геннадьевна |
|
- должность |
Заместитель директора по УВР |
|
-телефон (раб.) |
8(3919)42-91-01 |
|
-адрес электронной почты |
moy01@mail.ru, fml@list.ru |