Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Обычная версия сайта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ ИМЕНИ А.П.ЗАВЕНЯГИНА»

МБОУ "СШ № 1"

Адрес: (корпус 1): 663310 Красноярский край, г. Норильск, ул.Комсомольская, 6; (корпус 2): 663310 Красноярский край, г. Норильск, ул.Севастопольская, 8а


     

Описания успешной практики «Реализация физико – математического образования через создание специализированных классов инженерно – технологической направленности» на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики им. А.П. Завенягина»

      В МБОУ «СШ №1» сложилась новая успешная практика в работе специализированных классов инженерно – технологической направленности. Разработана педагогическая концепция, основанная на проектном подходе к обучению и созданию культуры обучения будущих инженеров.

      Сложилась устойчивая положительная динамика результатов как в учебной деятельности (качество обучения в классах составляет 100%), так и в реализации внеурочной деятельности (собственная творческая книжка учащегося специализированного класса). Реализуется совместный план мероприятий МБОУ «СШ №1» и ФГБОУ ВПО«Норильский государственный индустриальный институт».

      Обучающиеся специализированных классов с целью повышения технологической грамотности подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности в новой экономике осуществляют: проектирование на базе лаборатории FABLAB; осваивают курс «введение в инженерные специальности»; участвуют в выставке инженерных проектов в рамках дней естественных наук, представляют исследовательские проекты, созданные совместно со студентами НГИИ на научно – практической конференции школьников и студентов «Научный потенциал – ХХIвека», проводят IT- фестиваль, курируют городскую осеннюю и весеннюю физико-математическую школу, являясь тьюторами для учащихся города.

      В рамках 4-х стороннего соглашения осуществляется реализация  профориентационного проект «Школа → НГИИ».

      В школе создан прецедент построения особой образовательной среды для высокомотивированных школьников специализированных классов инженерно – технологической направленности. Созданы условия для реализации «Школы полного дня». Мониторинг результативности учащихся специализированных классов осуществляется один раз в триместр. Организуется проведение «дня открытых дверей».

      Организация внеурочной деятельности осуществляется по трём направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное. Обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ (г. Москва) и заочной физико-математической школе  при МГТУ им. Н. Э. Баумана.  Реализация данной образовательной среды способствует достижению высоких результатов в урочной и неурочной деятельности учащихся. В 2018 г. планируется выпуск 8 медалистов из 11-го специализированного класса.

 

Участие обучающихся специализированных классов инженерно – технологической направленности во Всероссийской олимпиаде школьников:

предмет

Муниципальный этап

Региональный этап

Кол-во участников

Кол-во победителей/

призеров

Кол-во участников

математика

10

2

2

физика

14

5

5

астрономия

5

1

1

химия

5

1

-

ИКТ

8

2

2

Русский язык

13

2

-

 

Участие в олимпиаде НТИ - 20 учащихся по следующим направлениям:

 - Автономные транспортные системы

- Большие данные и машинное обслуживание

- Интеллектуальные энергетические системы

- Электронная инженерия умный дом

- Виртуальная и дополнительная реальность

- Ядерные технологии

- Инженерные биологические системы

- Интеллектуальные роботехнические системы

- Наносистемы и наноинженерия

- Передовые производственные технологии

Участие в других олимпиадах, конкурсах входящих в утвержденный перечень: очная олимпиада  МФТИ (место проведения г. Москва) – 3 чел., Заочная олимпиада  МФТИ – 8 чел., Заочная олимпиада Бельчонок  (СФУ) – 3 чел.

Участие в научно – практических конференциях:

Городская научно – практическая конференция «Юность и наука – третье тысячелетние» 5 участников, из них 2 победителя;

Региональная научно практическая конференция школьников, студентов, молодых преподавателей НГИИ «Научный потенциал – XXI век» 24 участника, из них 15 дипломов «Лучшее исследование»;

Краевой молодежный форум «Научно-технический потенциал Сибири» 2 участника.

Кураторы проекта: Хорькова Ольга Геннадьевна, заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики им. А.П. Завенягина». 

 

       Сложилась устойчивая положительная динамика результатов как в учебной деятельности (качество обучения в классах составляет 100%), так и в реализации внеурочной деятельности. Реализуется совместный план мероприятий МБОУ «СШ №1» и Норильского государственного индустриального института (НГИИ).

      Одной из перспективной формы взаимодействия между обучающимися специализированного класса и НГИИ стало их участие в предметных олимпиадах по математике и физике, организованных и проводимых для школьников города. Результаты данных олимпиад выявили проблемные темы для осуществления более качественной подготовки к подобному уровню мероприятиям, а значит возможность коррекции программы по подготовке к интеллектуальным олимпиадам.

      В ходе сотрудничества школы и НГИИ встал вопрос о фиксации различных видов деятельности и результативности обучающихся специализированного класса. Для мониторинга обучающихся, посещающих НГИИ, и их самоконтроля введена творческая книжка учащегося, в которой фиксируются не только занятия и мероприятия в рамках сотрудничества с НГИИ, но и отзывы научных руководителей, кураторов и тьюторов, рекомендации для выбора инженерной специальности по окончания обучения в средней школе.

      Обучающиеся спецклассов с целью повышения технологической грамотности подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности в новой экономике реализуют проекты на базе лаборатории FABLAB; осваивают курс «введение в инженерные специальности»; участвуют в выставке инженерных проектов в рамках дней естественных наук, проводят IT- фестиваль, курируют городскую осеннюю и весеннюю физико-математическую школу, являясь тьюторами для учащихся города.

     Хорошей традицией стало проведение итоговой пресс-конференции между учащимися 11 специализированного класса  и девятиклассниками, которые встают перед выбором дальнейшего продолжения обучения на уровне среднего общего образования. В ходе диалога будущие претенденты на обучение в специализированном классе подробно узнают об учебном процессе, о занятиях, которые проходят на базе Норильского государственного индустриального института, об участии и результатах в различных этапах Всероссийской олимпиаде школьников и инженерно – технической олимпиаде.

Информационная карта успешной практики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики

им. А.П. Завенягина»

 

№ п/п

Параметры описания

Содержание

I. Общие сведения

1.

Название

Реализация физико – математического образования через создание специализированных классов инженерно – технологической направленности

2.

Учреждение

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 с углубленным изучением физики и математики

им. А.П. Завенягина»

2.2

Субъекты взаимодействия (сотрудничества)

В сотрудничестве с государственной организацией:ФГБОУ ВПО «НГИИ» (Норильский государственный индустриальный институт)

3.

Начало реализации

 

1 сентября 2016 г.

4.

Форма организации образовательной (просветительской) деятельности

Соглашение о сотрудничестве в области образования между министерством образования Красноярского края, ФГБОУ ВПО «НГИИ», Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, МБОУ «СШ №1».

6.

Масштабность

 

Успешная практика реализуется в масштабе:

системы образования региона и муниципалитета

- охват целевой аудитории (50 детей);

7.

Результативность успешной практики:

7.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой по годам

2016 – 2017 учебный год (25 учащихся)1 класс

2017 – 2018 учебный год (50 учащихся) 2 класса

7.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за последние пять лет)

 

В течение 2-х лет учащиеся прошли обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ (г. Москва) и заочной физико-математической школе  при МГТУ им. Н. Э. Баумана.

2016 – 2017 учебный год:

Всероссийская олимпиада школьников по математике (муниципальный этап)

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 7 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по физике (муниципальный этап)

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 2 чел.

Количество участников 11 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по информатике (муниципальный этап)

Количество призеров 2 чел.

Количество участников 5 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 3 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (муниципальный этап)

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 4 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по географии (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 3 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 6 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по физике (региональный этап) г. Красноярск

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 3 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (региональный этап) г. Красноярск

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 1 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по информатике (региональный этап) г. Красноярск

Количество участников 1 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (региональный этап) г. Красноярск

Количество участников 1 чел.

очная олимпиада  МФТИ (место проведения г. Москва)

Количество призеров 3 чел.

Количество участников 3 чел.

Олимпиада НГИИ по математике

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 2 чел.

Количество участников 12 чел.

Городская Научно – трактическая конференция «Юность и наука – третье тысячеление»

Количество победителей 1 чел.

Научно – практическая конференция школьников, студентов и молодых  преподавателей НГИИ «Научный потенциал – XXI век»

Диплом Лауреатов – 15 чел.

Количество участников 24 чел.

2017 – 2018 учебный год:

Заочная олимпиада  МФТИ г. Москва

Количество участников 8 чел.

Олимпиада  НТИ

Количество участников 20 чел.

Олимпиада СФУ по физике «Бельчонок»

Количество участников 3 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по математике (муниципальный этап)

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 7 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по физике (муниципальный этап)

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 3 чел.

Количество участников 8 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по информатике (муниципальный этап)

Количество призеров 2 чел.

Количество участников 6 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 2 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 2 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (муниципальный этап)

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 3 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по физике (региональный этап) г. Красноярск

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 2 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по астрономии (региональный этап) г. Красноярск

Количество участников 1 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по информатике (региональный этап) г. Красноярск

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 3 чел.

Всероссийская олимпиада школьников по математике (региональный этап) г. Красноярск

Количество победителей 1 чел.

Количество призеров 1 чел.

Количество участников 2 чел.

Краевой молодежный форум «Научно-технический потенциал Сибири»

Количество участников 2 чел.

Трое выпускников 2018 года стали номинантами и Лауреатами Молодежной премии Главы города Норильска.

В 2018 г. планируется выпуск 8 медалистов из 11-го специализированного класса.

8.

Межведомственное взаимодействие

-

 

Поддержка успешной практики

 

Реализация успешной практики поддерживается: министерством образования Красноярского края, органами местного самоуправления, родителями.

10.

Сетевое взаимодействие

ФГБОУ ВПО «НГИИ» формирует систему непрерывного инженерно-технического образования высокого качества, основанного на сетевой кооперации, соответствующего задачам развития арктической зоны региона и запросам населения; является одним из передовых центров научных исследований и разработок на основе кооперации с ведущими академическими организациями и университетами в интересах технологического развития арктической зоны региона; привлекает успешных выпускников школ путем содействия выстраиванию образовательной и профессиональной траектории, формированию системы «социальных лифтов».

11.

Распространение успешной практики

Публикации в Интернете: http://norduo.ucoz.ru/

Всероссийская НПК г. Красноярск

Направлена статья в сборник конференции «Организация работы специализированного класса в рамках сотрудничества с Норильским государственным индустриальным институтом».

12.

Риски при реализации успешной практики

 

К окончанию 11 класса некоторые учащиеся (2 – 3 человека) переориентируются при выборе профессии и продолжения обучения с инженерных специальностей на другие (экономические, военные, архитектура).

II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации

1.

1.1. Описание успешной практики:

- актуальность

 

В настоящее время производство и наука остро нуждается в молодых кадрах,    которые владели бы организационными методами взаимодействия науки, образования и производства. Среди проблем современного образования острейшей  является подготовка специалистов, способных эффективно использовать имеющиеся ресурсы и новинки в области современных технологий, что поможет укрепить позиции отечественных производителей в области металлургии, техники, обороно-промышленного комплекса.

- цели и задачи

 

Развитие физико-математического профильного обучения инженерной направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в инженерной отрасли, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и социальной адаптации.

- прогнозируемые образовательные результаты и эффекты

Создание прецедента построения особой образовательной среды для высокомотивированных школьников классов инженерно – технологической направленности.

100 % качество обучения по предметам: математика, физика, информатика. Участие всех обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, в том числе совместно со студентами НГИИ, защита технических проектов в рамках IT- фестиваля и Научно – практическая конференция школьников, студентов и молодых  преподавателей НГИИ «Научный потенциал – XXI век»,  участие в олимпиаде НТИ, Всероссийской олимпиаде школьников, выпуск учащихся, закончивших СОО с медалью.

- уникальность

Реализация физико – математического образования через создание специализированных классов инженерно – технологической направленности осуществляется только в МБОУ «СШ №1». Территориальная близость к ФГБОУ ВПО «НГИИ» в шаговой доступности дает возможность не тратить время на перемещение обучающихся в аудитории института.  Взаимодействие студентов и учащихся при работе над проектами, возможность использования уникального оборудования лабораторий института. 

- практическая значимость

Школа видит основную задачу в развитии образовательного звена, способного соединить школьное образование с высшим техническим. Предполагается, что наряду с качественным средним образованием обучающиеся смогут получить всю необходимую информацию о тех специальностях, в которых в настоящее время испытывает потребность российское производство, производства на территории Красноярского края и города Норильска.  

- возраст обучающихся

16 – 18 лет

- особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика

Мотивированные учащиеся на получение профильного физико – математического и информационно – технологического образования

- охват обучающихся

50 человек, что составляет около 7% в общем количествеобучающихся МБОУ «СШ №1»  

- основные этапы реализации

 

01 сентябрь 2016 г. – открытие специализированного класса инженерно – технологической направленности.

2016 – 2018  учебный год реализация учебно – воспитательного процесса совместно с ФГБОУ ВПО «НГИИ».

июнь 2018 г. подведение итогов реализации

успешной практики за 2 года, составление перспективного плана развития дальнейших действий на её реализацию.

 

1.2. Методы и технологии

Проектные методы обучения (Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению);

Проблемное обучение (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);

Исследовательские методы в обучении (дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения, важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника);

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) (сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности);

Система инновационной оценки «портфолио» через творческую книжку учащегося специализированного класса (формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности).

2.

Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся

проект или исследование представляется в рамках школьной НПК (отборочный этап), НПК школьников и студентов «Научный потенциал ХХIвека» (заключительный этап).

4.

Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми

взаимодействие с учащимися специализированных классов осуществляется через консультации с преподавателями ФГБОУ ВПО «НГИИ», наставничество студентов над учащимися при выполнении исследовательских проектов.

5.

Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики

тьюторство

6.

Условия реализации и ресурсы:

6.1. Комфортность, доступность образовательной среды

 

- эргономичность образовательной среды, её соответствие содержанию практики, условию сохранения физического здоровья обучающихся;

- организация рабочей атмосферы.

6.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении

Технология обучение в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Система инновационной оценки "портфолио" через творческую книжку учащегося специализированного класса.

Творческая книжка не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

-поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

-формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

-закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации. Введение творчечкой книжки учащегося специализированного класса повышает образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

6.3. Кадры

 

В реализации успешной практики занят коллектив общей численностью 16 человек.

В составе коллектива:

педагогические работники школы и ФГБОУ ВПО «НГИИ», сотрудники лаборатории FABLAB.

сфера деятельности, из которой привлекаются специалисты:

профессорско – преподавательский состав НГИИ

6.4. Материально-техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы

 

Успешная практика реализуется на материально-технической базе МБОУ «СШ №1»,ФГБОУ ВПО «НГИИ»и лаборатории FABLAB.

Используется учебное, компьютерное, лабораторное оборудование.

6.5. Объемы и источники финансирования

 

источник финансирования  -  региональный бюджет.

6.6. Авторские права на успешную практику принадлежат

Без ограничений

7.

Контактные данные лица, ответственного в образовательном учреждении за реализацию успешной практики

-Фамилия Имя Отчество

Хорькова Ольга Геннадьевна

- должность

Заместитель директора по УВР

-телефон (раб.)

8(3919)42-91-01

-адрес электронной почты

moy01@mail.ru, fml@list.ru